Преподобномученик Евфросин Синозерский

Преподобный Евфросин (в миру Ефрем) был родом из Карелии. Детство и юношество провёл он на берегу Ладожского озера, неподалёку от Валаамского монастыря. Юношей Ефрем оставил родительский дом и некоторое время жил при монастыре, но иноком пока не стал. Он переселяется в Великий Новгород, а от туда в Бежецкую пятину и поселяется в селе Долосское в 20-ти верстах от Устюжны, где долгое время служит чтецом в храме св. Георгия Победоносца.

Уже в зрелом возрасте он принимает монашеский постриг в Тихвинском Успенском монастыре. Через несколько лет, в 1600 году, преподобный принимает на себя подвиг отшельничества, и уходит в дремучие леса близ Устюжны. Он нашёл себе пустыню среди непроходимых лесов и болот, на берегу Синичья озера близ реки Чагодощи, в 15-ти верстах от Долосского и в 60-ти верстах от Устюжны. Святой водрузил на этом месте крест, выкопал себе землянку и день и ночь проводил в молитве. Два года он не видел человеческого лица, не слышал человеческого голоса, не вкушал хлеба. Его пищей были грибы, ягоды и мох. Люди нашли его. Слава о его подвижнической жизни пронесласи по окрестным селениям. К преподобному стали стекаться благочестивые жители за советом и помощью и вскоре, в 1603 году в на берегу Синичьего озера образовалась монашеская обитель. Сам преподобный и его сподвижники построили храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.

В те годы Русская земля переживала Смутное время. Банды казаков, поляков, литовцев бродили по стране, грабя и убивая. Многие стремились укрыться под сенью труднодоступного монастыря от грабежа и разбоя. Прозорливый отшельник прозрел надвигающуюся беду и увещевал всех твёрдо стоять в вере православной и не соблазняться обольщениями изменников. 19 марта 1612 года преподобный открыл всем, что скоро придут враги и в его пустыню. Он советовал бежать, кто куда может; о себе же сказал, что он должен остаться здесь по обету. Среди братии был инок Иона. Устрашённый пророчеством старца, монах в страхе хотел бежать вместе с остальными. «Зачем допускать в душу страх? — говорил бестрепетный праведник Евфросин. — Когда настаёт брань, тогда-то и нужно мужество. Мы дали обет жить и умереть в пустыни. Надо быть верным слову, данному перед Господом. В этом случае смерть вводит покой. Другое дело — мирские люди: они связаны обетом и им нужно беречь себя и для детей». Укреплённый словами игумена Иона остался со святым старцем. Примеру монахов последовали и многие из мирян.

На следующий день один из польских отрядов Лисовского явились в Евфросинову пустынь. Всех, кого нашли в монастыре, разбойники предали мечу. Преподобный в схиме вышел из келии и подошёл ко кресту, который поставил сам, как только поселился здесь. Грабители потребовали у Евфросина монастырских сокровищ, а святой указал им на храм Богоматери, как на единстванное сокровище пустыни. Тогда один из бандитов ударил преподобного мечём и рассёк ему голову. Старец упал полумёртвым. Поляки перевернули храм Божий вверх дном, ничего не нашли и ещё более озлобленные вернулись к своей жертве. Один из них ударил святого Евфросина топором по голове и страдалец предал душу свою в руки Господа. С ним вместе был убит и инок Иона.

Господь устроил так, что остался в живых свидетель кончины преподобного мученика. Один из жителей Долосского, крестьянин Иоанн Сума выжил в этой страшной бойне. Ему был нанесён удар мечом в правое плечо, и он замертво упал среди трупов. После того, как поляки ушли Иоанн пришёл в сознание и рассказал сыну своему (который чудом избежал смерти) о разгроме обители и мученической кончине преподобного.

Тело Преподобномученника Евфросина было с честью предано земле. На погребение собралось всё окрестное население.

 

Тропарь, глас 4

От юности твоей вперив ум твой к Богу,/ блаженне Евфросине,/ мира же отвергся,/ вселился еси в пустыню непроходимую,/ и тамо, от Господа укрепляемь,/ в молитвах и пощениих доблественне пожил еси,/ и жизнь твою страдальчески/ убиением от сынов противления скончал еси,/ сего ради со преподобными и мученики венчался еси,/ с нимиже и ныне предстоиши Престолу Пресвятыя Троицы./ Сию моли, молим тя,/ оставление подати согрешений наших/ и даровати нам велию милость.

Кондак, глас 8

Подражая житию древних отцев,/ Богомудре отче Евфросине,/ красоту мира сего возненавидел еси,/ и, в пустыню вселився,/ веру Христову, якоже щит, в сердце твое приял еси,/ с неюже изшел еси, яко добр воин Царя Небеснаго,/ не на брань противу плоти и крове,/ но на брань противу козней невидимаго врага,/ и сего вознесенную гордыню,/ по данней тебе от Духа Святаго благодати,/ глубоким смирением твоим низложил еси,/ и от Небеснаго Мздовоздателя неувядаемым венцем победы венчался еси./ Сего ради, сошедшеся любовию, вопием ти:/ радуйся, отче Евфросине, пустынное украшение.

921 просмотров
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме Архиерейское подворье Кафедральный собор храм Рождества Христова