История епархии

13Епархиальная принадлежность местности, ныне входящей в Череповецкую епархию, менялась неоднократно. Первоначально она находилась в ведении ростовских архиереев. В 1657 году основная ее часть была отнесена к Вологодской епархии, а в 1788 году вошла в состав Новгородской епархии. В первой трети ХХ века Череповец сам становится епархиальным центром,

Накануне революции Новгородской епархией, к которой тогда относились Череповец, Белозерск, Кириллов и Устюжна с уездами управляли 3 архиерея:правящий – архиепископ Новгородский и Старорусский Арсений (Стадницкий,впоследствии митрополит) и два викария: епископ Тихвинский Алексий(Симанский, будущий патриарх) и епископ Кирилловский священномученик Варсонофий (Лебедев).

1918 год вошел в историю как год начала массовых репрессий против духовенства. В этот период большевиками были расстреляны и замучены сотни рядовых священнослужителей и многие архиереи, в том числе епископ Кирилловский Варсонофий. Репрессии против церковных иерархов поставили под угрозу существование института епископства в Русской Православной Церкви как такового. Поэтому летом 1919 года поднимается вопрос о значительном увеличении числа епископов. Было разрешено открывать викарные епископские кафедры в каждом уездном городе.

Возможно, в 1919 году принимается решение открыть такую кафедру и в городе Череповце. В списках архиереев, составленных М.Е. Губониным (см.Акты Святейшего Патриарха Тихона и другие документы) указывается, что в1919-1920 годах Череповецкой епархией управлял епископ Нифонт (Фомин),но документально данный факт не подтверждается. В анкетах епископ Нифонт указывал, что в 1919-1920 годах он проживал в селе Красная речка Саратовского округа.

В 1918 году была образована Череповецкая губерния в составе Череповецкого, Кирилловского, Белозерского, Устюженского и Тихвинского уездов, поэтому формально Череповец мог претендовать даже на статус центра самостоятельной епархии.

20 августа 1919 года Новгородским епархиальным советом был рассмотрен вопрос о проведении епархиальной реформы. Поскольку епархия к тому времени включала две губернии – Новгородскую и Череповецкую,титул епархиального архиерея предполагалось заменить на «Новгородский и Череповецкий». В Новгороде должен был иметь местопребывание викарий с титулом епископ Крестецкий. Сохранялись Тихвинская и Кирилловская кафедры и учреждались вновь Старорусская, Боровичская и Устюжская (с пребыванием епископа в Череповце).

Эта реформа начала осуществляться в 1920 году, правда, очень медленно. Титул новгородского архиерея так и не был изменен. В 1920 году во епископа Крестецкого был рукоположен архимандрит Вяжищского монастыря Серафим (Велицкий), сын настоятеля храма Рождества Христова (ныне г.Череповец). А 4 апреля 1920 года во епископа Череповецкого был рукоположен архимандрит Новгородского Антониева монастыря Тихон(Тихомиров). Эту дату можно считать датой рождения Череповецкой епархии,правда, весьма условной, так как епископ Тихон в том же году получил титул епископа Кирилловского и местом пребывания его был определен КириллоБелозерский монастырь.

ga_386650181240335843В 1922 году были арестованы Патриарх Тихон и ряд видных церковных иерархов, в том числе митрополит Новгородский и Старорусский Арсений(Стадницкий), что позволило обновленцам при поддержке ОГПУ захватить высшую церковную власть. Поскольку в их руках оказалась патриаршая канцелярия, центральное управление Русской Церкви с мая 1922 и по июль1923 года фактически осуществлялось обновленческим ВЦУ. Далеко не все священнослужители смогли распознать обман и признали их юрисдикцию.Поначалу признал обновленческое ВЦУ и временно управляющий Новгородской епархией епископ Серафим (Велицкий), но в сентябре 1922 года он решительно порвал с раскольниками и руководил оставшимися верными Патриарху новгородскими священнослужителями нелегально, проведя ряд тайных священнических и даже архиерейских хиротоний. Ввиду удаленности Череповца от Новгорода и чинимых препятствий со стороны ОГПУ (епископ Серафим находился под домашним арестом) повлиять на ситуацию в Череповецкой губернии он не мог. Поэтому церковная жизнь здесь поначалу протекала в русле обновленческого движения. В том же русле начали осуществляться и епархиальные реформы

В сентябре 1922 года при Воскресенском соборе г. Череповца прошло собрание духовенства и мирян Череповецкого уезда под председательством настоятеля собора протоиерея Иоанна Звездкина, признавшее Высшее церковное управление «единственной законной церковной властью» до созыва Поместного Собора. На этом собрании было признано целесообразным учреждение Череповецкой епархии, правящим архиереем которой большинством голосов был избран епископ Кирилловский Тихон(Тихомиров), противник обновленческих нововведений. Резиденцией епископа должен был стать Череповец. 2 января 1923 года череповецкие обновленцы поставили Новгородское епархиальное управление в известность о создании Череповецкого викариатства.

Между тем, сторонникам учреждения самостоятельной, независимой от Новгорода, Череповецкой епархии, удалось добиться согласия на это лидеров обновленческого движения. В результате, решением президиума ВЦУ от 2марта 1923 года была учреждена самостоятельная Череповецкая обновленческая епархия в составе Череповецкого, Кирилловского,Белозерского, Устюженского и Тихвинского уездов (это почти вся западная треть нынешней Вологодской области, восток Ленинградской и север Новгородской областей). Правящим архиереем стал настоятель Воскресенского собора протоиерей Иоанн Звездкин, хиротония которого состоялась 4 марта 1923 года. Воскресенский собор получил статус кафедрального и сохранял его до своего закрытия в 1938 году.Обновленческая Череповецкая епархия просуществовала более 14 лет, за этот период сменилось 9 архиереев.

Летом 1923 года патриарх Тихон был выпущен изпод стражи и начал при помощи верных ему священнослужителей борьбу за восстановление единства Русской Православной Церкви, в том числе на территории Новгородской епархии.

23_2_-Chasovnya-Istochnitsa_-Nachalo-KhKh-vК этому времени обновленцам удалось взять под свой контроль абсолютное большинство приходов Череповецкой губернии, и изменить положение в пользу Патриаршей Церкви с имевшимся штатом епископов было очень сложно. Поэтому принимается решение о последовательном проведении в жизнь епархиальной реформы, намеченной еще в 1919 году. В частности, на территории Череповецкой губернии по представлению епископа Серафима (Велицкого) формируется 4 викариатства Новгородской епархии.

11 ноября 1923 года во епископа Тихвинского был рукоположен архимандрит Тихвинского Успенского монастыря Антоний (Демянский).Местопребыванием его был определен город Тихвин, до этого епископы Тихвинские проживали в Новгороде. Хиротонию епископа Антония возглавил лично Патриарх Тихон.

22 марта 1924 года святейшим Патриархом Тихоном и митрополитом Петром Полянским (будущим местоблюстителем патриаршего престола) во епископа Устюженского был рукоположен архимандрит Феодор (Яковцевский).

Епископу Кирилловскому Тихону Тихомирову в управление переданы приходы Кирилловского и Белозерского уездов.

А на Череповецкую викарную кафедру в марте 1924 года назначен епископ Макарий (Опоцкий). Интересно, что владыка Макарий был рукоположен во епископа обновленцами. Но, поскольку таинство рукоположения совершили архиереи старого поставления и по всем правилам, оно было признано действительным. В числе архиереев, совершавших епископскую хиротонию Макария (Опоцкого), был епископ Серафим (Велицкий).

Новый владыка прибыл в Череповец 18 апреля 1924 года, что можно считать фактической датой начала существования Череповецкой епархии.Первое, что предстояло новому архиерею, получить признание у череповецких священнослужителей и пройти положенную регистрацию.Вначале он направился к настоятелю храма Рождества Христова иерею Кириллу Голубеву, который признал нового владыку и предоставил ему кров и ночлег. Признал епископа Макария и священник Сретенской церкви (бывшего Леушинского подворья) Павел Велицкий. Остальные городские священнослужители не согласились его принимать.

Серьезные проблемы возникли с регистрацией. Череповецкие чиновники,отказались регистрировать вновь прибывшего владыку без визы обновленческого «епископа» Иоанна Звездкина. Так что законному архиерею пришлось идти за разрешением на священнослужение к лжеепископу. О чем говорили во время встречи два владыки известно только из рассказа Иоанна Звездкина. По его словам, епископ Макарий дал обещание не претендовать на управление приходами Череповецкого уезда и покинуть Череповец в ближайшее время (на Пасхальной неделе). В ответ на это ему было дано разрешение на служение в церкви села Носовское (Степановское) под Череповцом (единственного на тот момент прихода, не признавшего юрисдикцию обновленцев, Сретенская и Христорождественская церкви,несмотря на лояльное отношение к епископу Макарию, продолжали формально числиться обновленческими).

Фактически Воскресенская церковь села Носовское с апреля 1924 года становится первым кафедральным собором Череповецкой епархии,состоявшей всего из одного Носовского прихода. При помощи верных священнослужителей настоятелей Христорождественского храма о. Кирилла Голубева и Носовского о. Сергия Смирнова, а также специально вызванного из Новгородского уезда священника Андрея Артамонова, ставшего секретарем владыки, удалось переломить ситуацию. В мае июне 1924 года наблюдалась устойчивая тенденция перехода верующих окрестных церквей в юрисдикцию Патриарха Тихона. Сам владыка Макарий перебрался в ближайшее к городу село Богородское (ныне ул. Устюженская г. Череповца) и предпринял попытку зарегистрироваться в Сретенском храме, собираясь сделать его кафедральным собором.

0_a12ab_18002adb_XLК июлю 1924 года для обновленцев возникла реальная угроза полностью утратить свое влияние на территории края. Поэтому они развернули активную кампанию по дискредитации нового епископа в глазах властей. В административный отдел Череповецкой губернии посыпались доносы на владыку Макария и верное ему духовенство, подписанные «епископом» Иоанном Звездкиным и другими лидерами обновленческого движения,наиболее деятельным из которых был протоиерей Благовещенской церкви Василий Рябинин, спустя непродолжительное время возведенный в сан протопресвитера и назначенный уполномоченным обновленческого синода по Череповецкой епархии.

Эти доносы возымели действие. В июле 1924 года начались массовые репрессии против духовенства Патриаршей Церкви на территории всей Череповецкой губернии. Главным поводом для арестов и закрытия храмов служило поминовение в тихоновских церквях за богослужением имени святейшего Патриарха Тихона, что было категорически запрещено властями.В конце лета – начале осени 1924 года за поминовение Патриарха Тихона закрываются КириллоБелозерский, Тихвинский Успенский монастыри, НилоСорская пустынь и множество храмов, в том числе Сретенская и Христорождественская церкви города Череповца. Почти во всех случаях поводом для расторжения договоров служили доносы епископа Иоанна Звездкина и протоиерея Василия Рябинина. Большинство закрытых храмов вскоре были открыты как обновленческие. При этом часть тихоновских священнослужителей подверглась аресту.

В ноябре 1924 – сентябре 1925 годах имя патриарха Тихона поминалось только в одном череповецком городском храме – Христорождественском и нескольких пригородных, в том числе в селе Богородском, где продолжал проживать епископ Макарий.

В сентябре 1925 года верующим удалось добиться возвращения Сретенской церкви, которую планировалось превратить в кафедральный собор. Но этим планам осуществиться было не суждено, так как в июне 1926года епископ Макарий (Опоцкий) был арестован и сослан в Соловецкий лагерь особого назначения. Временное управление череповецкими церквями стал вновь осуществлять епископ Кирилловский Тихон (Тихомиров).

29 июля 1927 года митрополит Сергий (Страгородский) выпустил «Декларацию»с тезисами о лояльности к советской власти, которая вызвала неоднозначную реакцию в среде священнослужителей и верующих, и привела к появлению целого ряда расколов внутри Патриаршей Церкви.

В 1928 году при поддержке ОГПУ в Череповце набирает силу григорианский раскол и образуется самостоятельная Череповецкая епархия в юрисдикции григорьевцев. Статус кафедрального собора получила Покровская церковь г. Череповца (ныне территория Парка Ленинского комсомола), спешно отобранная у обновленцев. Григорианский раскол в пределах Череповецкого края получил достаточно широкое распространение,но оказался недолговечен. В целом он прекратил свое существование к середине 1930-х годов. Покровский храм был закрыт решением горисполкома в 1936 году.

Выход «Декларации», несмотря на отмеченные выше негативные моменты, сыграл в целом положительную роль. В 1927 году Патриаршая Церковь получила легализацию, что позволило наладить церковное управление на местах, в том числе на территории Череповецкого края.

На епархиальные изменения повлияли также административнотерриториальные реформы. В 1927 г. Череповецкая губерния была упразднена и образован Череповецкий округ в составе Ленинградской области, который был разделён на 19 районов: Абакановский, Бабаевский,Белозерский, БорисовоСудский, Вашкинский, ВерхнеЧагодощенский,Ефимовский, Кадуйский, Кирилловский, Мяксинский, НиколоТоржский,Пестовский, Петриневский, Петропавловский, Пришекснинский, Уломский,Устюженский, Череповецкий, Шольский. Ныне это территория Череповецкого,Шекснинского, Кирилловского, Вашкинского, Белозерского, Бабаевского,Кадуйского, Устюженского и Чагодощенского районов Вологодской области, а также Пестовского района Новгородской области и Бокситогорского района Ленинградской области.

Легализация Русской Православной Церкви и проведенная административнотерриториальная реформа побудила церковноначалие инициировать процесс создания единой Череповецкой епархии. Подобная реформа была насущно необходима, так как требовалось создать надежный противовес обновленческой Череповецкой епархии, которая, в отличие от тихоновской, с 1923 года имела статус самостоятельной, была легализована властями и имела работоспособный аппарат управления.

В 1928 году был сформирован Череповецкий окружной викариатский совет юрисдикции Патриаршей Церкви, то есть официально (законно, с точки зрения властей) образовано Череповецкое викариатство Новгородской 0_62ee0_ed9a5a3b_XLепархии в границах всего Череповецкого округа (19 районов). Насколько разрозненны были причты тихоновских церквей к тому времени, показывает письмо викариатского совета в окрисполком с просьбой сообщить точный список церковных приходов, числящихся в юрисдикции Патриаршей Церкви.

Местопребыванием епископа Череповецкого был определен Череповец.Кафедральным собором становилась Сретенская церковь (бывшее Леушинское подворье) в Череповце. При этом Кирилловское и Устюженское викариатства планировалось упразднить.

Правда, с замещением кафедры возникли серьезные сложности, что было связано, главным образом, с репрессивной политикой властей.

Указом Патриаршего синода от 3 июля 1928 года епископ Череповецкий Макарий (Опоцкий) был уволен на покой.

22 августа 1928 года управляющий Череповецким викариатством преосвященный Тихон (Тихомиров), епископ Кирилловский был назначен управляющим Тульской епархией и 12 октября отбыл к месту своего служения.

24 октября временно управляющим всеми церквями Череповецкого округа был назначен преосвященный Феодор (Яковцевский), епископ Устюженский.Он готовился к переезду в Череповец, и имя его стало возноситься за богослужением в череповецких церквях.

Между тем, епископ Тихон (Тихомиров), не выдержавший травли устроенной против него тульскими обновленцами, попросился назад и указом Патриаршего синода от 21 декабря 1928 года был вновь назначен управляющим церквями Череповецкого округа. Местопребыванием его был определен Череповец.

В мае 1929 года на Череповецкую кафедру назначается епископ Нифонт(Фомин) и в первых числах июня прибывает в Череповец. Он стал вторым архиереем, задержавшимся в Череповце на длительное время.

1929-1930 годы (время его архиерейства) стали периодом активной антицерковной кампании, в ходе которой осенью 1929 года было принято решение горисполкома о закрытии Сретенского кафедрального собора,взамен которого верующим предоставили находившийся в аварийном состоянии Троицкий собор, отобранный у обновленцев. Этот храм стоял рядом с Воскресенским кафедральным собором обновленческой епархии. То есть кафедры обоих череповецких владык – тихоновского и обновленческого – оказались рядом – за одной церковной оградой.

Деятельность владыки Нифонта, сумевшего сплотить вокруг себя верующих и твердо противостоять нападкам безбожников и обновленцев,неоднократно вызывала злую критику в советской прессе и, в конце концов,стала поводом для его ареста.

4 февраля 1931 года архиерей был арестован, а 2 октября 1931 года осужден вместе с многочисленными череповецкими священнослужителями и монахинями Леушинского монастыря. Из лагеря он, повидимому, не вернулся.

Осенью 1931 года проводится очередная епархиальная реформа, отчасти вызванная новыми административнотерриториальными преобразованиями.В 1930 году повсеместно были упразднены округа, в том числе Череповецкий и Новгородский, а Новгород и Череповец стали обычными районными центрами Ленинградской области. Поскольку Череповецкий округ уже в течение 12 лет не подчинялся Новгороду, связи с ним оказались большей частью утрачены. Кроме того, репрессивная политика властей не давала возможности новгородским архиереям окормлять череповецкую паству.Поэтому существование Череповецкого викариатства в составе Новгородской епархии превращалось в простую формальность и было признано нецелесообразным.

Осенью 1931 года Череповецкая епархия получила статус самостоятельной. Для этого потребовалась перерегистрация, которую чиновники совершили, на удивление, беспрепятственно. С 15 ноября 1931 года Череповецкий викариатский совет стал официально именоваться епархиальным советом.0_5ec7c_99474871_XL

В конце 1931 года временно управляющим Череповецкой епархией был определен епископ Кирилловский Валериан (Рудич), арестованный 1 января1934 года и расстрелянный 27 февраля 1938 года. При нем взамен закрытого в конце 1932 года Троицкого собора, архиерейская кафедра переносится в отобранный у обновленцев Благовещенский собор (ныне Красноармейская площадь), который сохранял статус кафедрального плоть до закрытия в 1938году.

17 марта 1934 года на Череповецкую кафедру был назначен епископ Тихон(Шарапов), который в управление епархией не вступил.

8 мая 1934 года епископом Череповецким становится Тихон(Рождественский), приехавший в Череповец и служивший в череповецких церквях и ставший последним довоенным череповецким архиереем. В первой половине 1937 года он покинул Череповец, проживал в Ленинграде, где был арестован и 9 октября 1937 года расстрелян.

Массовые репрессии против духовенства привели к прекращению богослужений во всех череповецких храмах. Среди обновленческих церквей Череповецкого района дольше всего оставалась действующей ИоанноБогословская церковь села Богослово (ныне территория Череповца),закрытая осенью 1938 года. Из тихоновских последними прекратились богослужения в Воскресенской церкви села Ершово (1939 г.) и храме Спаса Нерукотворного в селе спасЛом (1940 г.) Таким образом, к 1940 году приходская жизнь на территории Череповецкого края прекратилась полностью, и о восстановлении Череповецкой епархии на тот момент уже не могло быть и речи.

В 1945 году она была окончательно упразднена и включена в состав Вологодской епархии, правящий архиерей которой стал именоваться епископом Вологодским и Череповецким. 15 октября 1964 года титул владыки был заменен на «Вологодский и Великоустюжский».

В войну политика властей по отношению к Церкви смягчилась. В 1942 году возобновились богослужения в церкви Богоотец Иоакима и Анны в селе Носовском (Степановском), в 1943 году – в Казанской церкви Устюжны и Подгородней под Кирилловым. После войны открылись Воскресенский собор г. Череповца (в 1946 г.), Успенская церковь г. Белозерска и Благовещенская церковь в селе Дмитриеве (в 1948 г.). В 1948 году на короткое время возобновились богослужения в храмах Спаса Нерукотворного в селе СпасЛом и Покровского в Анхимове (на Вытегорском погосте), но через год их закрыли.

В результате, до начала 1990-х годов на территории бывшей Череповецкой епархии богослужения совершались всего в 6 храмах, три из которых находилась на территории Череповецкого района.

В 1990-х годах церковная жизнь активизировалась, стали восстанавливаться старинные и открываться новые приходы, верующим передали ансамбль ФилиппоИрапской пустыни. За один 2014 год в пределах Череповецкой епархии было открыто около 30 новых приходов.

23 октября 2014 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви Череповецкая епархия была восстановлена, путём выделения ее территории из Вологодской епархии. Одновременно она включена в состав новообразованной Вологодской митрополии. Правящим архиереем с титулом епископ Череповецкий и Белозерский избран иеромонах Флавиан (Митрофанов).

В пределы нынешней Череповецкой епархии входят: Череповецкий,Белозерский, Бабаевский, Вашкинский, Кадуйский, Устюженский и Чагодощенский районы Вологодской области. Кирилловский и Шекснинский районы, до войны входившие в канонические пределы Череповецкой епархии,решением Священного Синода от 23 октября 2014 года отнесены к Вологодской епархии.

Список Череповецких архиереев.

Нифонт (Фомин), епископ Череповецкий, викарий Новгородской епархии(1919-1920). В должность не вступил. В 1919 году числился епископом Балашовским.

Тихон (Тихомиров Александр Львович), епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии (04.04.1920- март 1924). Окормлял приходы Череповецкого уезда, будучи епископом Кирилловским.

Макарий (Опоцкий Николай Михайлович), епископ Череповецкий, викарий Новгородской епархии (март 1924-25.06.1926). Первый череповецкий архиерей,вступивший в управление епархией. Прибыл в Череповец 18.04.1924 г. 25 июня1926 г. приговорен к заключению в лагерь. 03.07.1928 официально уволен от должности.

Тихон (Тихомиров Александр Львович), епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии, управляющий Череповецким викариатством(25.06.1926-12.10.1928). Во второй раз окормлял приходы Череповецкого уезда,будучи епископом Кирилловским.

Феодор (Яковцевский Константин Михайлович), епископ Устюженский,викарий Новгородской епархии, временно управляющий Череповецким викариатством (24.10.1928-21.12.1928). Впоследствии архиепископ Владимирский. Расстрелян 23.10.1937 г.

Тихон (Тихомиров Александр Львович), епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии, управляющий Череповецким викариатством(21.12.1928-май 1929). В третий раз числился управляющим Череповецкой епархией. О пребывании на кафедре сведений не сохранилось.

Нифонт (Фомин Николай Петрович), епископ Череповецкий, викарий Новгородской епархии (май 1928-04.02.1931). Прибыл в начале июня 1929 г. 04.02.1931 г. арестован и 02.10.1931 г. осужден.

Валериан (Рудич Василий Несторович), епископ Кирилловский,управляющий Череповецкой епархией (29.09.1931-01.01.1934). Именовался епископом Кирилловским, так как должность епископа Череповецкого была оставлена за епископом Нифонтом. 01.01.1934 г. арестован в Тихвине. 27.02.1938 г. расстрелян.

Тихон (Шарапов Константин Иванович), епископ Череповецкий (17.03.1934-21.05.1934). Впоследствии архиепископ АлмаАтинский. В должность не вступил. 10.11.1937 г. расстрелян.

Тихон (Рождественский Сергей Феофанович), епископ Череповецкий(21.05.1934-04.03.1937). В первой половине 1937 года перебрался в Ленинград,но по поручению митрополита Алексия (Симанского) продолжал руководить череповецкими священнослужителями. Расстрелян 09.10.1937 г.

Флавиан (Митрофанов Максим Валериевич), избранный епископ Череповецкий и Белозерский (с 23.10.2014 г.)

Источники и литература.

Государственный архив Вологодской области. Фонд 1010.

Государственный архив Российской Федерации. Фонд 6343.

Государственный архив Новгородской области. Фонд 481.

Центральный государственный архив СанктПетербурга. Ф. 1000, 7383.

Череповецкий центр хранения документации. Фонды 1, 2, 5, 7, 18, 20.

Архив УФСБ по Новгородской обл.

Архив УФСБ по Вологодской обл.

Акты святейшего Тихона, Патриарха Московского и Всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 19171943.Сост. М.Е. Губонин. М., 1994.

Бовкало А.А. Постановление 1919 года об увеличении числа епископов // Ежегодная богословская конференция СвятоТихоновского богословского института. Материалы1992-1996 гг., С. 339-341

Бовкало А., Галкин А. Архимандрит Тихон последний ректор Новгородской духовной семинарии // Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Тезисы докладов и сообщений научной конференции 1994 г. Новгород, 1994. С. 131134.

Галкин А. Кирилловское викариатство на Новгородской земле // София. 1998. 1. С. 26.

Мальцев М.Г. История Череповецкой епархии // Проблемы фундаментальной подготовки специалистов в школе и вузе в контексте современности: материалы IIIрегиональной научнопрактической конференции (11-12 дек. 2008 г.). Череповец. 2010. Ч. 1.С. 206-217.

Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т. 4-6.

Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря.СПб., 1994.

Трофимов А. Епископ Тихон (Тихомиров) // К свету. N 15. С.172-178.

Телицын Сергий, иерей. Преосвященный Тихон епископ Кирилловский // Русский Паломник. 9, 1994, с. 4548.

Хрусталев М.Ю. Русская православная церковь в центре и на периферии в 1918-1930-х годах (на материалах Новгородской епархии). Дисс. канд. ист. наук. Архангельск, 2004.

 

Русская Духовная Миссия в Иерусалиме Архиерейское подворье Кафедральный собор храм Рождества Христова