Наверх
Назад Наверх
23.12.2020

Слово епископа Череповецкого и Белозерского Игнатия на епархиальном собрании клира, монашествующих и мирян

23 декабря 2020 года в кафедральном соборе преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких под председательством правящего архиерея Череповецкой епархии состоялось ежегодное итоговое Епархиальное собрание клира, монашествующих и мирян.

     Всечестные отцы, досточтимая матушка игумения, дорогие братья и сестры!

Рад видеть всех вас на нашем первом совместном годовом собрании клира, монашествующих и мирян Череповецкой епархии. Со многими из вас я уже успел познакомиться, и мы бок о бок трудимся вместе на церковном поприще. Открывая наше собрание, хочу от всего сердца выразить слова благодарности за то, что, несмотря на крайне сложное время, вы неустанно трудитесь на ниве Христовой.

Не секрет, что в этом году Русская Православная Церковь понесла невосполнимые потери. Знаю, что некоторые из вас из-за этой «чумы XXI века» потеряли самых близких и родных людей. Господь Бог да упокоит их души в селениях небесных. Примите мои искренние соболезнования.

И на сегодняшний день мы переживаем болезнь наших близких. Пожелаем им Божией помощи и скорейшего выздоровления!

Священный Синод своим решением от 20 ноября уходящего года (Журнал №81), заботясь о жизни и здоровье священнослужителей и мирян, и в порядке исключения, даёт нам право в этом году не проводить ежегодное епархиальное собрание. Но, на повестке дня перед нами стоит ряд крайне важных вопросов, касающихся уставной деятельности нашей Череповецкой епархии. Поэтому, на заседании Епархиального совета от 2 декабря, нами было принято решение провести это собрание очно. С Божией помощью подведем сегодня итоги уходящего года, постараемся осмыслить некоторые вопросы церковной жизни, и, конечно же, наметим план на следующий год.

Прошло четыре месяца с тех пор, как Священным Синодом Русской Православной Церкви мне определено быть епископом Череповецким и Белозерским, то есть, вашим епископом. С благоговением и трепетом воспринял я этот новый этап в моей жизни.

С того момента, как я узнал о назначении меня на Череповецкую кафедру, в первую очередь, зашёл на официальный сайт епархии и стал знакомиться с жизнью и подвигами святых Череповецкой земли – легендарной Северной Фиваиды. Конечно, многие из них были мне известны, как, например, святитель Игнатий (Брянчанинов) – в честь которого я пострижен в монашество. С некоторыми святыми познакомился уже здесь, по прибытии в епархию. Поверьте, это удивительная земля! Там, на Небесах, перед Престолом Господним, за нас молится много святых, в свое время подвизавшихся здесь. Я прошу вас — почитайте должным образом этих смиренных подвижников, чаще обращайтесь к ним в ваших молитвах! По благодати и святости они нисколько не уступают вселенским или другим русским святым, к которым мы обращаемся ежедневно. И в духовной жизни важно сравнивать себя с ними и брать пример.

Три года назад, 20 ноября 2017 года,  в Храме Христа Спасителя я был возведен в сан епископа Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Скажу честно, много лет тому назад в обитель Святой Троицы города Чебоксары я пришёл не ради епископского сана. Никогда не стремился к этому и не думал служить Господу Богу и людям в архиерейском сане. Мне просто хотелось стать хорошим монахом. Получилось это у меня или нет, не знаю, не мне судить… Не могу не согласиться со своим небесным покровителем святителем Игнатием, который писал, что «Един Бог ведает полезное человеку и обществу человеческому, поэтому устрояет судьбу человеков по Своему премудрому Промыслу». Назначение меня в епископы, я со смирением принял как новое, более ответственное, послушание. Почти три года был викарным епископом Чебоксарской епархии, которую возглавлял митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава. Быть помощником и послушником такого архиерея, как владыка Варнава — это, безусловно, великая милость Божия; я не перестаю благодарить Бога за то время, проведенное рядом с таким мудрым человеком! Но что значит быть викарным епископом? Викарий — епископ без епархии. И Череповецкая епархия – моя первая кафедра, где я являюсь Правящим Архиереем и несу ответственность перед Богом, Церковью и Священным Синодом за все, что здесь происходит. Моя задача как епископа — пасти стадо Христово, заботиться о спасении человеческих душ, возрождать церковную жизнь.

С большим трепетом и желанием я старался посетить места молитв и подвигов святых Череповецкой земли. Удалось побывать на месте подвигов преподобных отцов наших — Даниила Шужгорского, Зосимы Ворбозомского, Кирилла Новоезерского, Филиппа Ирапского, Иродиона Илоезерского, Филарета Устюженского, Гурия Шалочского. Почти все эти места заброшены, монастыри и храмы стоят в руинах. Помысел мне говорит, что многие из вас в этих местах и не были. Или я ошибаюсь?..

Важно отметить, что за это короткое время успел полюбить смиренных подвижников Северной Фиваиды и вверенную мне паству. У нас прекрасный кафедральный собор преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких (благодарим Бога, что нам, как в других новообразованных епархиях, не нужно строить кафедральный собор и здание епархиального управления), много старинных, намоленных храмов, особо почитаемых икон и других святынь. Побывал я во многих благочиниях нашей епархии (к сожалению, пока не доехал до Чагоды и Вашкинского района), в храмах совершал и Всенощные бдения, и Литургии, общался с самыми разными людьми: от глав муниципальных образований, до простых жителей — нашими с вами прихожанами.

Многое мне открылось, я увидел, что здесь предстоит немало работы на ниве Христовой. Как пример, в Череповце при населении 315 000 человек, храмов очень мало – только 6, но и они не переполнены даже в воскресные и праздничные дни. А в других городах картина еще более удручающая. По моему мнению, во многом это наша вина, вина духовенства. Конечно, можно все списать на внешние обстоятельства, на коронавирус, на время, на власть предержащих… Но святые отцы учат, прежде всего, искать вину и причину в себе. А через самоукорение человек получает милость Божию. Священник никогда не должен говорить, что «народ невоцерковленный, не ходит в церковь»! А для чего тогда ты принял сан? Зачем стоишь перед Престолом? Что делаешь на амвоне?.. Не в пустыне же живём, отцы и братья! Вспомните преподобных Афанасия и Феодосия, Череповецких чудотворцев. Они желали проводить свою жизнь в тишине, скрываясь от мира и людей. Но, известно: не может светильник находиться под спудом. Люди, желающие послужить Господу, привлеченные трудами и подвигами преподобных Афанасия и Феодосия, шли к ним. Так возник целый монастырь.

Конечно, насильно невозможно и не нужно звать человека в храм. Мы, священнослужители и верующие люди, можем просто помочь человеку обрести Бога, и тогда жизнь его наполнится великим смыслом и содержанием. Но, чтобы люди захотели прийти в храм, они должны увидеть там любовь и пример христианской жизни, в первую очередь, в лице нас — пастырей Православной Церкви. Если наши слова будут расходиться с делами, если в проповеди мы будем говорить одно, а на деле совершать другое, то никогда наши храмы не наполнятся прихожанами. Скажу более — даже наши собственные дети перестанут жить духовной жизнью и ходить в церковь.

Пастырь должен стремиться быть совершенным во всем, начиная с внешнего вида и заканчивая жизнью – словами, поступками, даже мыслями своими, потому что мысли рождают дела. Их же нужно постоянно сверять с Евангелием — вот единственный верный путь ко спасению!

Внешний вид клира должен соответствовать этикету православного священника. По моему мнению, не надо подстраиваться под веяние времени – коротко стричь волосы, брить бороду – это влияние мира сего, влияние, скорее всего, запада, а не наша святоотеческая традиция. Подрясник нужно носить не только в храме во время богослужения, а постоянно. На богослужении священник обязательно должен быть в рясе, монашествующие в священном сане – и в мантии. Это важно! Подтверждая вышесказанное, хочу обратиться к преподобному Паисию Святогорцу. Вот что он думает по этому поводу.

На вопрос одного мирянина: «Разве ряса делает человека священником?», Паисий Святогорец ответил: «А ты посмотри, к примеру, на два масличных дерева — одно в листьях, а другое без них. Какое из двух тебе больше понравится? С листьями или без? Живя в каливе Честного Креста, я однажды ободрал кору со ствола росшего во дворе масличного дерева и написал: «Древа свой сбросили наряд — посмотрим, сколько уродят!» В то время живо обсуждался вопрос об отмене ношения ряс священниками и некоторые приходили, надеясь получить от старца Паисия благословение на это.

Когда у великого греческого святого спросили, брать ли благословение у одетого по-мирскому — в брюки — священника, Паисий Святогорец категорично ответил: «Нет!»

Дорогие отцы! Приказывать не могу, вы люди взрослые и, надеюсь, верующие. Предлагаю вам три варианта решения этого наболевшего вопроса, выбирайте кому, что по душе:

Первое: священники Череповецкой епархии должны ходить в подряснике, коротко не стричь волосы и не брить бороду.

Второе: я прошу вас, дорогие отцы и братья, чтобы ваш внешний вид соответствовал вашему сану.

Третье: мне будет больно и неприятно, если вы не услышали меня.

О таких мне придется сделать соответствующие выводы…

Ещё раз хочу сказать — нужно брать пример со смиренных подвижников наших. Сам Господь Иисус Христос на иконах всегда изображается с бородой и длинными волосами. Поверьте, простому народу в священнике хочется увидеть образ Христа.

Святой Косма Этолийский говорит, что когда духовные лица превратятся в мирян, миряне превратятся в бесов! Не только монахи (или в русской традиции — иноки), но и священнослужители должны отличаться от мирян, то есть, в духовной жизни надо стремиться быть хоть на ступеньку выше.

Конечно, в нашем случае, в священническом служении, главное — не борода и волосы. Важнее этого, на мой взгляд, — молитва. «Молитва же есть свет, и каждый христианин должен молиться, прежде нежели он станет что-либо делать, а тем более священник Божий», — так написано в «Руководстве к духовной жизни преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна в ответах на вопрошения учеников» (вопрос 841). Священник должен любить молиться и совершать Литургию. Богослужение должно совершаться благоговейно, не должно быть, по возможности, никаких сокращений. Ценно только время, отданное Богу! Хочется не сомневаться, что Циркуляр по этой теме вы исполняете в полной мере. И ещё: я не приветствую, когда в многовековой Устав Церкви «лезут со своим уставом». За то, что на вечернем богослужении не пропели (или не прочитали) акафист, мы не будем давать ответ на Страшном Суде, потому что нет такого в Уставе. А за то, что не прочитали положенные кафизмы или канон, — отвечать будем все, в том числе, и я, который в ответе за правильное совершение богослужений и соблюдение церковного благолепия в епархии.

Особое место в богослужении занимает пение хора. Очень важно, чтобы это пение не нарушало молитвенный настрой духовенства и прихожан. Оно не должно напоминать сцены из опер. Следовательно, репертуар должен состоять из песнопений, более располагающих к молитве. Также нужно обратить особое внимание на понимание регентом смысла исполняемых песнопений. Это требует вдумчивой и кропотливой работы, как самого руководителя, так и хора на спевках. Не менее важная задача регента — так сформировать звучание хора, чтобы пение было благозвучным и благоговейным. Нужно стремиться передавать песнопения как можно проще, обращая особое внимание на значение слов молитвы и требуя от певчих и чтецов чёткого и ясного произношения слов. Нельзя обойти вниманием и вопрос о дисциплине на клиросе. Регент, прежде всего сам должен быть образцом доброго поведения и послушания настоятелю, и так же в духе благочестия взращивать свой коллектив.

Священнику обязательно следует проповедовать и заблаговременно готовиться к проповеди. Сама проповедь должна быть не длинной, но содержательной и проникновенной, чтобы коснуться сердца. Вы русские, русский язык — ваш родной язык, и паства ваша, то есть, слушающие вас, — русские. Потому для вас сказать им душеполезное слово, думаю, не представляет никаких сложностей… Почему я остановился на этой теме, на теме проповеди с амвона? Амвон — это место церковное, место святое, где мы причащаем народ Божий. Священник с него не должен оскорблять людей, пусть даже, на первый взгляд, самых негодных. «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим 14, 4). Священник с амвона не должен вещать политические лозунги, ругать приверженцев той или иной партии. И, самое главное, не надо обсуждать, подвергать сомнению, и тем самым смущать паству, принятые Священным Синодом решения. Да, у нас может быть свое личное мнение по тем или иным вопросам жизни. Но амвон — место для душеспасительного слова!

Следующее, о чем хотелось бы сказать, – это приход и приходская жизнь.

Приход — совершенно необычная, не имеющая аналогов структура, объединяющая людей разного возраста, достатка, социального положения. Задача настоятеля – объединить этих людей, зажечь их сердца верой, привести ко Христу (а не к себе), организовать их, дать каждому послушание сообразно их интересам, способностям и силам. Следует уделять больше внимания привлечению мирян к активному и ответственному участию в приходской жизни.

На развитие приходской жизни как жизни общины неустанно указывает Святейший Патриарх Кирилл:

«Первоочередная задача священнослужителя — преображать души людские. И Церковь — это прежде всего живая община, собрание исповедников Христа, а не здание. Это литургическая жизнь и взаимопомощь, социальное служение и миссионерство, а не число метров и даже не прекрасная архитектура».

Воскресная школа – центр образовательной, миссионерской, катехизаторской и социальной работы на приходе. Литургическая жизнь и здесь должна быть на первом плане.

На вопрос о том, что является результатом воспитания в воскресной школе, я бы ответил: «Это — воцерковлённость учащегося и его литургическая жизнь». Дети в воскресной школе должны заниматься не только культурно-развлекательными или досуговыми делами, но, прежде всего, нужно приучать их к участию в богослужении. Я же вижу: многие дети, воспитанники наших воскресных школ, вообще не заходят в церковь (или крайне редко это делают). Так быть не должно! За приход и воскресную школу полностью несет ответственность настоятель.

28 ноября по моему благословению состоялся семинар для помощников настоятелей и благочинных по катехизаторской, молодежной, миссионерской и социальной работе. Руководители отделов постарались познакомить с задачами и формами возможной работы. Дополнительную информацию можно получить в интернете, было бы желание трудиться. Может кто-то скажет, что это мероприятие было проведёно формально, для галочки, (многие наши мероприятия так и проходят), но наша задача состояла в том, чтобы «зажечь» хотя бы одного участника семинара. Удалось нам это или нет — время покажет. А организаторов семинара хочу поблагодарить за проведение столь важной работы. Прошу прощения за то, что не смог принять участие и лично поддержать вас.

Следующая тема — епархиальные отделы. Их цель – объединить работой всю епархию, все приходы должны быть охвачены тем или иным епархиальным отделом, а не только тот приход, на котором трудится председатель отдела. Это касается и молодежной, и просветительской, и миссионерской, и социальной работы. Вы все знаете, 10 и 11 декабря состоялись VI Таисиевские Образовательные чтения «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа», являющиеся Региональным этапом Международных Рождественских образовательных чтений. В этом году они прошли в условиях пандемии в ограниченном формате. Но на будущее хочу сказать: все приходы и благочиния, все епархиальные отделы должны в них активно участвовать. Как, впрочем, и во всех остальных наших общеепархиальных мероприятиях.

Мне удалось побывать на секции по социальному служению VI Таисиевских чтений. С удовольствием должен отметить, что Архиерейским Воскресенским подворьем ведется довольно многообразная и активная деятельность в этом направлении – это сестричество Великомученицы Варвары, работа в больницах, с пожилыми людьми, с инвалидами, помощь на дому одиноким немощным людям… К слову хочу сообщить, что духовно-просветительский отдел подворья моим распоряжением переименован в духовно-просветительский центр «Соборная горка».

По милости Божией, в конце 2017 года, мне, самому молодому по хиротонии епископу, удалось принять участие в работе Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Предстоятелем нашей Церкви Святейшим Патриархом Кириллом нам было дано направление, над чем трудиться, на что уделять больше внимания и сил. Наиболее высокую оценку Святейший дал именно социальному служению, а приоритетным же направлением им была названа работа с молодежью. Говорят, что дети и молодежь — это наше с вами будущее. Церковь — вот единственное будущее наших детей и молодежи! Мы же видим, куда катится мир. Поэтому глубоко убежден, что нужно больше уделять внимания подрастающему поколению, особенно старшеклассникам и студенческой молодежи, привлекать их к приходской жизни. Епархиальному отделу по делам молодежи необходимо активно сотрудничать с Городским молодежным центром, делать его православным центром.

Сегодня люди молодого поколения относятся к разным социальным слоям, их взгляды, воспитание различны, некоторые из них являются представителями тех или иных субкультур. «У разных групп свои авторитеты и ориентиры, поэтому методы миссии среди молодежи едва ли возможно унифицировать», — считает Святейший Патриарх Кирилл.

«Миссия – это не сборник методик, но конкретное делание. А именно: это просвещение людей, которые не знакомы с Евангельским посланием».

Да, порой это нелегко, и не сразу видишь результат. Но живое общение очень важно: сердце от сердца зажигается верой, как свеча от свечи. Нам необходимо больше разговаривать с людьми, разговаривать просто и открыто.

Многие из вас, наверное, уже посмотрели фильм о святынях Чувашии, который я рекомендовал, и смогли воочию увидеть духовную жизнь родного мне края. Будучи руководителем отдела по делам молодежи Чебоксарской епархии, я часто встречался с молодежью, мы вместе обсуждали волнующие их проблемы. У нас был уникальный проект, которого нигде нет — «Прогулка с епископом», в котором мы вместе посещали музеи, выезжали на природу, ходили по историческим и знаковым местам города, посещали святые обители, и в то же время находились в постоянном общении. И вот к какому выводу мы пришли: с молодыми людьми нужно разговаривать на их языке, не на сленге, конечно, не подстраиваться под них, но нужно поймать «волну», на которой они находятся, и говорить о том, что для них важно и интересно.

Но главная же цель – привести и познакомить молодых людей с Живым Богом, и Он Сам управит жизнь каждого. Ведь мы не умнее Бога.

Особо подчеркну — работать с подрастающим поколением — весьма благоприятное и благодарное дело в Церкви. Ведь то, что сегодня вкладываем в них, завтра нам вернётся сторицею. С другой стороны, это очень ответственное дело — молодежь видит ложь и лукавство. Здесь нужна любовь евангельская и искренность. И, наконец, это дело очень актуальное не только для нашей Епархии, но и для Церкви в целом. С кем останемся мы, если бабушки в белых платочках отойдут ко Господу? С кем будем молиться?.. Поэтому, дорогие мои, вперёд нужно смотреть, а не жить как бабочка-однодневка.

Еще один вопрос, который я бы хотел поднять – подача информации на епархиальный сайт и в наши группы в социальных сетях.

«Распространять благую весть — это неотъемлемая задача Церкви с апостольских времен. При этом сегодня мы сталкиваемся с такими технологиями работы со словом, которые не имеют аналогов в прошлом», — справедливо отмечает Святейший Патриарх Кирилл.

Информация должна даваться интересно, лаконично и грамотно. Эти материалы читает огромная аудитория, и они должны быть безупречны и стилистически, и с точки зрения орфографии и пунктуации. Такие же высокие требования и к размещаемым фотографиям. Новости от приходов, благочиний, отделов должны появляться регулярно. Если не пишут — значит, не о чем писать, значит, работа не ведется.

Чтобы не занимать много времени, не буду останавливаться, чем я занимался в Череповце за эти неполные четыре месяца. Скажу коротко: стараюсь по мере сил поддерживать добрые инициативы и жду от вас интересных предложений для активизации епархиальной жизни. Так, например, в повестке дня следующего года:

— выпуск духовно-просветительского журнала, рассказывающего о жизни и деятельности Епархии,

— проведение Епархиального слета православной молодежи,

— во втором кафедральном городе, в Белозерске, организовать цикл мероприятий под названием «Белозерские встречи» и так далее.

Особо хочу сказать о возобновлении крестных ходов, которые исторически были в Череповце: к часовне преподобного Филиппа Ирапского из Воскресенского собора и храма Рождества Христова в дни его памяти — 27 ноября (преставление святого) и 24 июля (обретение мощей), к храму Святителя Николая Чудотворца из Воскресенского собора и храма Рождества Христова — 22 мая (перенесение мощей), к Воскресенскому собору из храма Рождества Христова – 19 июля (Собор Радонежских святых, в число которых входят преподобные Афанасий и Феодосий), к Воскресенскому собору из храма Рождества Христова — 8 октября (день памяти Игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского), из Воскресенского собора и храма Рождества Христова к храму в честь иконы Божией Матери Живоносный Источник – Пятница Светлой Седмицы.

Коль уж мне благим Промыслом Божиим определено быть епископом Череповецким и Белоезерским, теперь, возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры, нам вместе нужно лечить раны многострадальной нашей епархии: восстанавливать пострадавшие в годы богоборчества и лихолетья храмы и монастыри, строить новые и, самое главное, трудиться над возрождением собственной души, которая, по словам Господа нашего Иисуса Христа, «дороже всех сокровищ мира сего», помогать другим людям стать храмом Духа Святого. Понимаю, это сделать нелегко. Порою кажется, что даже невозможно. Но мы знаем – «невозможное человеком возможно Богу» (Лк.18, 27).

Призываю всех по мере сил и возможностей подвигом добрым подвизаться, то есть, стараться жить духовной жизнью и быть добрым примером для ближних, хранить единство церковное. И, заканчивая свое выступление, процитирую ещё раз Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Мир людей тоскует о единстве и всегда ищет единства. Епископское служение – это зримое средство осуществления церковного единства. Только единая община с епископом во главе, а не разделенные и обособленные группы, есть подлинная Церковь» (Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября 2017 года).

Благодарю за внимание.