Наверх
Назад Наверх
13.05.2019

В Устюжне состоялась встреча епископа Череповецкого и Белозерского Флавиана с группой специалистов-архитекторов из Санкт-Петербурга

Епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан встретился с группой специалистов-архитекторов из Санкт-Петербурга.

 

В составе группы были:

Смелков Николай Олегович архитектор, руководитель архитектурной мастерской, Вице-президент фонда «Александровский сад», декан факультета архитектуры Института имени И.Е. Репина;

Сорочинский Глеб Романович, архитектор, магистр факультета архитектуры Института имени И.Е. Репина;

Зайцев Иван Сергеевич художник, куратор проектов;

Чувашева Варвара Викторовна архитектор, аспирант факультета ФТИИ Института имени И.Е. Репина;

В ходе встречи обсудили вопросы:

  • Представление проекта воссоздания храмового комплекса Рождества Пресвятой Богородицы в г. Устюжне. Основной идеей является восстановление разрушенной колокольни конца 17 в. реконструкция собора с элементами реставрации, разработка благоустройства прилегающей территории.
  • Обсуждение плана предполагаемых обмерных работ в г. Устюжне на храмах Успения и Рождества Христова (Покровская)
  • Обсуждение начала исследовательских и проектных работ по Иродионовой и Синозерской пустыням.

­­­_______________________________________________________________

Историческая справка.
>Вологодская область, город Устюжна, Соборная площадь.
>Собор Рождества Пресвятой Богородицы.
>История собора Рождества Пресвятой Богородицы уходит в глубь веков. По сохранившемуся описанию в городе Устюжна на правом берегу  Ворожи находился монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, особенностью его было то, что обитель являлась смешанною, одновременно мужскою и женскою, под управлением игумена. При данном монастыре существовали две деревянные церкви: Рождества Пресвятой Богородицы, а также Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского, выстроенные не ранее конца XV века.
>В 1597 году Рождество-Богородицкий монастырь уже не был мужской обителью, в нём проживали одни монахини. Храм Рождества Пресвятой Богородицы был выстроен вновь в 1622 году из дерева, на каменном фундаменте («на каменное дело»). В начале царствования Михаила Федоровича Романова обитель была упразднена окончательно, а её храм стал приходской и соборной церковью. Таким образом, деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы заменила монастырь.
>В 1677 году в следствии большого пожара храм сгорел, однако устюжанам удалось вынести из огня некоторые иконы и церковную утварь. Но уже в 1685 году на этом месте началось возведение нового каменного собора на пожертвования, собранные горожанами. Активное участие в строительстве храма принял протопоп Благовещенского собора Московского Кремля, отец Меркурий Гаврилович, уроженец Устюжны. По его инициативе образа для пятиярусного резного иконостаса писали лучшие мастера Оружейной палаты Московского Кремля, включая знаменитого в то время иконописца Кирилла Уланова. Только в нижний, местный ряд поставили старые иконы, спасённые из сгоревшего храма, в том числе две особые, чудотворные: икона Богоматери Одигитрии Смоленской и икона Рождества Богоматери. Для западной, южной и северной стен храма Меркурий прислал двадцать икон из хранилища Московского Успенского собора, а также пожертвовал драгоценную утварь и священные книги.
>В конце XVII века отдельно от собора с юго-западной стороны была воздвигнута величественная колокольня, которая имела шатровое завершение с тремя ярусами слухов и маленькой позолоченной главкой. Основу её звона составляли колокола русского и голландского литья. Среди них выделялся главный колокол весом 120 пудов, который являлся вкладом протопопа Меркурия Гавриловича. Игорь Грабарь, русский живописец и искусствовед, восхищался колокольней устюженского собора и относил её к числу лучших в России.
>В период с 1721 до 1730 года к каменному храму были пристроены четыре придела: приделы во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и Благовещения – с северной стороны, а также приделы во имя Георгия Победоносца и Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского – с южной стороны. В таком виде собор простоял долгие годы. В 1842 году вокруг собора была возведена каменная ограда с вратами и часовней, а в 1892 году недалеко от храма построили часовню во имя святителя Николая Чудотворца. Также в середине XIX века осуществлялись проектные работы по расширению пространства храма в западной части.
>В советский период собор Рождества Пресвятой Богородицы, как действующий храм, просуществовал до начала 1936 года и был закрыт по постановлению ВЦИК. В том же 1936 году в храмовое здание перевели экспозиции и фонды Устюженского краеведческого музея. Позднее были разрушены колокольня, ограда и соборные часовни. В таком виде данный ансамбль продолжает существовать и по сей день, что несомненно вызывает серьёзные опасения за дальнейшую судьбу этого уникального памятника федерального значения.
>Собор Рождества Пресвятой Богородицы расположен в центральной части города Устюжны, выходя главным фасадом на Соборную площадь.
>Главной задачей проекта является восстановление ансамбля собора Рождества Пресвятой Богородицы вместе с утраченной колокольней в соответствии с культурно-историческим контекстом данного места, а также работы по благоустройству прилегающей к храму территории.
>Актуальность данного проекта заключается в важности восстановления ансамбля храма Рождества Пресвятой Богородицы, так как с градостроительной точки зрения данный ансамбль всегда являлся основным доминантным объектом города и выполнял важную роль в формировании исторической панорамы, располагаясь при этом в общественно-культурном центре Устюжны. В связи с этим был предложен комплекс проектных решений.
>Комплекс проектных работ:
>демонтаж неисторических пристроек (с северной стороны храма);
>закладка неисторических проёмов советского времени;
>восстановление штукатурных и облицовочных слоёв;
>восстановление элементов убранства (кресты, декор);
>перенос входной группы (главный вход) на историческое место (в западную часть храма);
>восстановление колокольни;
>благоустройство прилегающей к храму территорий: обустройство входных зон, устройство временных построек (хозяйственная постройка, общественный санитарный узел), организация площадки сбора твёрдых бытовых отходов, устройство пожарного въезда на территорию участка храма.
>Данные мероприятия определяют важность восстановления ансамбля в соответствии с исторической информацией и теми современными, нормативными требованиями, которые предъявляются в процессе выполнения реставрационных и проектных работ на объектах культурно-исторического наследия.
>Фасадные решения во многом определяются первоначальным обликом ансамбля храма Рождества Пресвятой Богородицы, предлагается максимальное их сохранение и восстановление в аутентичном и исконном состоянии.
>Конструктивные решения обусловлены максимальным сохранением исторических конструкций и материалов: каменные фундаменты, кирпичная кладка, штукатурка, деревянные конструкции и др. При этом возможна полная или частичная замена старых и ветхих материалов на новые: материалы покрытий (кровельный материал), деревянные и каменные конструкции. При возведении колокольни, а также временных построек допускается использование современных материалов: бетон, стекло, металлические конструкции.