Воспитанники военной дружины имени Дмитрия Донского посетили Усть-Печенгский храм в Тотемском районе Великоустюгской епархии

11.08.2018 23:38

 

Ребята из военной дружины духовно-просветительского отдела Архиерейского Воскресенского подворья совершили экспедицию в город Тотьма. Посещение храма входило в  программу мероприятий  палаточного лагеря «Юный путешественник», прошедшего со 2 по 11 августа  в городе Тотьма. 

 Первая смена палаточного лагеря состоялась на базе МАУ «ДОЛ «Школа путешественника Федора Конюхова» в г. Тотьма. Воспитанники военной дружины под руководством Адековой Ларисы Павловны на протяжении 10 дней осваивали навыки туризма. Ребята жили в 3-х местных палатках. Учились работать с туристическим снаряжением, ориентироваться на местности. Учебно-воспитательный процесс осуществляли квалифицированные инструктора НКО «Вологодский центр туризма». Программа лагеря состояла из разнообразных элементов коллективно-творческих игр, практических занятий, дискуссий, туристско-спортивных соревнований, туристических эстафет.

Ребята познакомились с историей Тотьмы, посетив краеведческий музей города.  Побывали вхраме Покрова Пресвятой Богородицы в д. Усть-Печеньга. Вот как описывает историю храма Кузнецов А.В. в книге «По следам тотемского барокко: альбом-путеводитель» (Вологда: Древности Севера, 2016).

«Клировая ведомость Покровской церкви, хранящаяся до сих пор в храме (редкость!), гласит: «Существующий храм построен тщанием купца Волокитина, местного уроженца, в 1781 году. Тёплый придел в 1897 году перестроен на средства петербургского гражданина Павла Пожарского, а в 1900 году на средства того же благотворителя окончена кирпичная кладка новой колокольни». Престолов в храме два — во имя Прокопия и Иоанна Устюжских, в холодной — Покрова Пресвятой Богородицы.

В писцовой книге 1623 года первая деревянная церковь на Усть-Печенгском погосте названа именем Прокопия и Иоанна Устюжских чудотворцев. Усть-Печенгский Покров очень напоминает соседний (в 12 верстах ниже по течению Сухоны) храм Троицы на Дедовом острове. Вероятно, на Устье первоначально тоже была небольшая шатровая колокольня, как и у Троицкой церкви, но её разобрали и заменили более высокой звонницей в классическом стиле. С северной стороны храма прежде имелся небольшой портал, но позднее он был заложен кирпичом. Похожий портал имеется у церкви на Сондуге, там он сохранился в открытом виде. Клейма между двумя рядами окон четверика Покровского храма можно назвать наиболее типичными по очертаниям для тотемского барокко. В центре картушей помещены ракушки. В советское время картуши были выкрашены в голубой цвет. Стоит отметить и то, что позднейшие перестройки на рубеже ХIХ-ХХ веков не разрушили целостности храмового комплекса Усть-Печенги. Напротив, они были произведены очень грамотно, с соблюдением необходимых пропорций; правда, от этого некоторые картуши потеряли часть фигурного декора.

Интерьер Усть-Печенгского храма — единственный хорошо сохранившийся храмовый интерьер памятника в стиле тотемского барокко. Особенно интересен иконостас из итальянского каррарского мрамора. Находясь внутри церкви, можно зримо представлять, как могли бы выглядеть внутренние помещения множества подобных храмов, если бы им не была уготована «колхозная» судьба мастерских и складов.

Ощущение подлинности невообразимое — это просто надо видеть, чтобы получить едва ли не самые яркие впечатления от внутренних пространств храмов тотемского стиля. Интерьер Покровской церкви сохранился настолько хорошо потому, что в советские годы Покровский храм оставался единственным действующим на огромном пространстве от Вологды до Великого Устюга. С этим фактом связана любопытная легенда, из уст в уста и в различных вариациях передающаяся среди устьян: якобы местный священник учился вместе с Лениным, в обстановке начавшегося богоборчества написал председателю Совнаркома письмо, где очень просил оставить Усть-Печенгскую церковь в покое, — и Ленин внял его просьбам, поскольку очень уважал старого товарища. Сложно представить, чтобы «товарищ Ильич», издававший указы о расстреле священников, вдруг спас бы именно Усть-Печенгский храм; но тем не менее богослужения здесь действительно велись даже в 1930-е годы.

Священника здесь не было только в годы войны (и в это время в храме хранилось колхозное зерно), но формально церковь закрыта не была. После войны и вплоть до девяностых годов ХХ века Усть-Печенга была популярным местом православного паломничества. Местные жители до сих пор вспоминают теплоходы, которые кренились перед Усть-Печенгой на левый борт. Все выходили на палубу смотреть на чудо (а это было действительно чудо: увидеть в сельской глубинке не потревоженную временем, да ещё и действующую церковь!). Устьяне в то время активно предоставляли спальные места паломникам, которые не только приезжали на теплоходах, но и приходили из многих окрестных районов пешком, стремясь попасть в храм. Многие прибывали с детьми для осуществления таинства крещения…

В 1990-е годы, когда по области открылось множество церквей, этот поток сошёл на нет. В настоящее время службы здесь проводятся нечасто, приезжает священник из посёлка Юбилейный. Батюшка разрешает всем желающим подняться на смотровую площадку колокольни, для осмотра живописных окрестностей Усть-Печенги».

 

 

89 просмотров
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме Архиерейское подворье Кафедральный собор храм Рождества Христова